La musica italiana da ascoltare: Lorenzo Jovanotti
Dove le regole non esistono,
Esistono solo le eccezioni
(Jovanotti, L’ombelico del mondo)
Как вы думаете, что общего между музыкой и человеческими правами? Можно ли в песне органично соединить такие на первый взгляд, казалось бы, совершенно разные стили, как рэп, хип-хоп и этника? На эти и другие вопросы своим творчеством (и не только творчеством, но и жизненной позицией) отвечает итальянский музыкант, певец, cantautore (автор-исполнитель) — Jovanotti.
Это весьма неоднозначный, яркий персонаж современной итальянской культуры, музыкальное творчество, поведение и гражданская позиция которого вызывают разнообразные отклики среди публики. В любом случае, это фигура, безусловно, заслуживающая внимания и интереса.
Настоящее имя музыканта — Лоренцо Керубини. Jovanotti — творческий псевдоним, который происходит от итальянского слова giovanottо (молодой человек). По другой версии, имя Jovanotti возникло благодаря опечатке конферансье одной из дискотек, где выступал Лоренцо. Вместо придуманного им псевдонима — Joe Vanotti — было озвучено — Jovanotti. музыкант решил, что это судьба, и стал придерживаться именного этого имени, под которым и вышел в 1987 году его первый сингл — «Walking».
К настоящему времени музыкант выпустил 13 альбомов:
- 1988 — Jovanotti for President
- 1989 — La mia moto
- 1990 — Giovani Jovanotti
- 1991 — Una tribù che balla
- 1992 — Lorenzo 1992
- 1994 — Lorenzo 1994
- 1997 — Lorenzo 1997 — L’albero
- 1999 — Lorenzo 1999 — Capo Horn
- 2002 — Lorenzo 2002 — Il quinto mondo
- 2005 — Buon sangue
- 2008 — Safari
- 2011 — Ora
- 2015 — Lorenzo 2015 CC.
Jovanotti становится известным в 80-е годы, начиная свой творческий путь с музыки в стиле диско, и постепенно пробуя себя в разнообразных музыкальных направлениях, которые причудливо сплетаются в его творческом наследии: рэп, хип-хоп, фанк, поп, рок, ска, этническая музыка и, наконец, world music (музыкальный жанр, который развивался в 1980-е гг. и в котором смешиваются элементы попсовой и традиционной — фолк, этника —музыки). В последние годы в музыкальный строй песен все больше начинают вплетаться этнические вставки (в частности — африканские мотивы): так, например, в последнем альбоме в записи песни Musica принимает участие известный саксофонист и вибрафонист из Камеруна, Ману Дибанго (восточная мелодика, африканские ритмы и саксофон в финальной части).
Jovanotti удается в своих песнях сочетать не только разные стили, но и варьировать разнообразные темы, однако, какими бы разными они ни были, они всегда касаются так или иначе каждого из нас (музыкант отмечал в одном интервью, что ему для этого часто достаточно самой музыки и ритма, если слушатель не знает итальянского, основной посыл все равно доходит). Так, в альбоме 2002 года, «Il quinto mondo», музыкант балансирует на равноудаленном расстоянии между двумя полюсами лирики: песнями о любви (Ti sposerò, Morirò d’amore, Canzone d’amore esagerata) и политическими и социальными темами (Noi, Il quinto mondo, Albero di mele и др.). Как считают некоторые музыкальные рецензенты, с течением времени его песни становятся все более философскими, религиозными, политическими — более типичными для стиля итальянских cantautori.
Если бы меня спросили, что именно послушать у Jovanotti, чтобы составить свое собственное впечатление, я бы сказала — всё, потому что ему удается быть очень разным, постоянно находиться в развитии и динамике. И всё же самыми знаковыми, самыми, на мой взгляд, удачными, я бы назвала следующие песни: 30 modi per salvare il mondo, 7 miliardi, Antidolorificomagnifico, A te, Baciami ancora, Bella, Fango, Il più grade spettacolo dopo il Big Bang, L’alba, L’ombelico del mondo, Le notte dei desideri, Le tasche piene di sassi, Mi fido di te, Musica, Ora, Penso positivo, Per te, Perché tu ci sei, Tutto l’amore che ho, Sabato…
Jovanotti — оптимист, большой фантазер и мечтатель, создающий прекрасные миры, но при этом он не отрицает реальность, поскольку часть его песен посвящена именно социально-политическим темам. Песни Jovanotti — это всегда микс, это зачастую длинные ряды перечислений (отсюда — своеобразный ритм), причудливые и неординарные сравнения, казалось бы, несочетающиеся между собой; это вплетающиеся в ткань песен разнообразные образы, персонажи, отсылки, цитаты. Его песни завораживают, погружают с головой в особый мир, заряжают энергией и активностью. По словам музыкального критика Gianni Sibilla, в последнем альбоме Jovanotti удалось создать концентрат музыки, образов и слов, которые вращаются в пространстве его песен и границы между которыми стираются. Альбом не отпускает и дает повод для размышлений, он подобен поп-арту: серийный и ежедневный, но вместе с тем глубокий. В некоторых песнях альбома заявлены определенные ключевые фразы, манифесты музыканта: «È poi c’è questa cosa che mi carica, si chiama musica» (И потом есть то, что меня заряжает, это называется музыкой«), «Insieme, in un attimo che dura per sempre» (Вместе, на мгновение, которое длится вечно) или в заключительной песне 7 miliardi: «È sempre questa voglia di vedere di andare dove portano le strade, e là fondo cosa c’è? E là in cima cosa c’è? È vero che c’è un panorama che fa esplodere il cuore in 7 miliardi di pezzi senza dolore?» (Это всегда желание увидеть, куда ведут дороги, и что есть там, на дне? И там, на вершине что? Правда, есть такой вид, который заставляет сердце взрываться без боли на 7 миллиардов частей«) и др. Кто-то из слушателей ищет (и находит) в его текстах глубокий смысл, кто-то говорит, что они о повседневности, о том, что происходит в мире и с нами в этом мире. А может, они о том, чтобы найти смысл в этой повседневности…
Lorenzo Jovanotti известен не только как музыкант, но и как активный пацифист, который участвовал в различных социальных акциях. Например, в 1999 году, во время войны в Косово, он сотрудничает с Piero Pelù из группы Litfiba и Luciano Ligabue в записи пацифистской песни Il mio nome è mai più, клип которой снял известный итальянский режиссер, Gabriele Salvatores; доходы от продажи песни были направлены в благотворительную организацию. В 2000 году Jovanotti активно участвовал в движении за списание долгов стран третьего мира и на фестивале Сан-Ремо исполнил новую песню, озаглавленную — Cancella il debito.
Jovanotti — первый и пока единственный итальянский музыкант, который был приглашен в престижнейший Гарвардский университет с лекцией «Музыка и права человека» (Musica e diritti umani), которая состоялась 27 апреля 2010 г. «Как связаны музыка и социальная справедливость, права человека, крайняя бедность, личная свобода? — задается вопросом Jovanotti, — Музыка имеет к ним отношение <..> Музыка — это пространство духа, пространство, в котором реализуется определенный тип справедливости, который вне музыки не существует. И тогда может случиться, и это происходит, что музыкант чувствует естественную потребность заполнить эту дистанцию, которая отделяет музыку как место равновесия от реальности как пространства очевидных несправедливостей». По его словам, в искусстве, даже за самыми сложными построениями, находятся ростки мира, согласия и простоты, ведь именно искусство способно передавать универсальные смыслы.
Подготовила преподаватель школы Tre scalini Яна Кузнецова.
Использованные источники: